Что стоит за понятием "функциональная грамотность":
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. / Леонтьев А.А., психолог. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35/
Составляющие функциональной грамотности. Модель PISA
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ №590, Министерства просвещения РФ №219 от 06.05.2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Приказ по функциональной грамотности
Полезные ресурсы
- Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы. Презентация "Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования"
- Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности. Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
- Примеры открытых заданий по математической грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
-
Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
-
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (ФИПИ)
-
Материалы для 5-9 классов и учителей по развитию функциональной грамотности
-
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке.
- Банк заданий. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Банк заданий. Издательство «Просвещение»
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Открытые задания PISA. ФИОКО
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
- Методические рекомендации для детей и родителей "Что значит быть грамотным?"
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке"
- Примеры открытых заданий PISA
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов